Центры грузового автомобилестроения России и Беларуси в скором времени побратаются: вчера делегация Татарстана подписала меморандум о таком намерении с муниципалитетом белорусского Жодино. Родина БелАЗов, а заодно и татарстанского министра Олега Коробченко, под чьим присмотром был подписан документ, станет пятой в списке побратимов Челнов. "Вести КАМАЗа" вспоминают, что дали городу предыдущие четыре союза.
ЧЕЛНЫ ПЛЮС ЖОДИНО
У Набережных Челнов вскоре появится уже пятый в этом тысячелетии город-побратим. Меморандум о намерении скрепить такой союз был подписан накануне в белорусском Жодино – на родине «БелАЗа», где побывали руководитель исполкома Челнов Фарид Салахов и министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко. Со стороны хозяев намерения закрепила зампредседателя жодинского горисполкома Наталья Сушко.

Как сообщает минпромторг РТ, меморандум подписан «в целях развития двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах между предприятиями и организациями. Стороны намерены организовывать встречи, деловые семинары и конференции, отраслевые и многопрофильные выставки и ярмарки, а также другие торгово-экономические мероприятия с участием предпринимателей и представителей бизнес-среды».
Первыми же плодами побратимства могут стать взаимные закупки. Кроме «БелАЗа» гости из Татарстана побывали в Минске на «Белкоммунмаше» - производителе электротранспорта, с площадки которого Салахов выложил во «Вконтакте» фотографии белорусских трамваев. Руководителю исполкома они однозначно понравились, в связи с чем вспоминается позиция татарстанского минтранса относительно модернизации трамвайного хозяйства в Челнах – еще в 2023 году, когда тема приобрела приоритетное значение, министр Фарит Ханифов заявлял в Госсовете РТ, что переговоры об обновлении трамвайного парка республика ведет как с российскими подрядчиками, так и с Беларусью.

Любопытно, что для Коробченко, в присутствии которого подписывался меморандум, Жодино – такой же родной город, как и Набережные Челны. Его родители, будучи комсомольцами, в 1970-х годах сами строили производство самосвалов на «БелАЗе», в 1977 году там родился будущий министр, а в 1990-х семья сменила один автоград на другой, в котором Коробченко состоялся уже как предприниматель и, впоследствии, чиновник.
Впрочем, у Челнов свой резон для дружбы с центром белорусского автомобилестроения:

О промышленной кооперации «КАМАЗа» с белорусскими коллегами разговоры по большому счету не утихали никогда, одно время речь шла даже о слиянии с «МАЗом» и «БелАЗом» под эгидой Ростеха, а в последние годы белорусы все больше интересуются Татарстаном и "КАМАЗом" в частности. К примеру, в 2023 году на уровне президентов двух государств "КАМАЗ" рассматривался как площадка для встречи правительственных делегаций, год назад белазовцы сами приезжали в Челны посмотреть местные двигатели на предмет их использования в своих самосвалах, а полторы недели назад на заводах в автограде побывал и премьер-министр Беларуси Александр Турчин.
ОТ НИКАРАГУА ДО СЛОВЕНИИ
Относительно Набережных Челнов белорусский Жодино – город небольшой. В настоящее время в нем проживают 62,7 тыс. человек, среди которых 8,05% русских и 0,08% татар. В роли побратима белорусский автоград весьма популярен – в столь близких отношениях он состоит с двумя десятками городов. Больше четверти из них – российские: это Мытищи, Орел, Верхняя Пышма, Железногорск, некоторые муниципальные районы.

У Челнов история побратимств не столь обширна, да и особо плодотворной ее тоже не назовешь. Первым в списке братских городов стал китайский Ляочэн – с городом провинции Шаньдун меморандум был подписан в апреле 2009 года мэром Челнов Ильдаром Халиковым и мэром Ляочэна Сунном Юаньфанем. Впоследствии представители Шаньдуна действительно пустили корни в Челнах, построив здесь заводы корпорации Haier, однако приехали они не из Ляочэна, а из другого города провинции – штаб-квартира компании располагается в Циндао.
Халиков же в тот год нашел автограду еще одного побратима, уже в Никарагуа – им стала столица республики Манагуа, однако впоследствии об этом обоюдном шаге было благополучно забыто.
Следующим братским городом для Челнов стал турецкий Казан. Это соглашение подписывал уже нынешний мэр автограда Наиль Магдеев в июне 2015 года, когда Челны навестил мэр Казана Локман Эртюрк. В татарстанском муниципалитете на эти промышленные и культурные связи, пожалуй, рассчитывали – город в 30 км от Анкары имел серьезные перспективы в образе турецкой версии Иннополиса, в нем собирались осваивать авиастроение, развивать космическую отрасль и оборонную промышленность, а турецкие казанцы интересовались наработками Татарстана в индустрии гостеприимства. Следующим после Казана побратимом в Челнах видели еще один турецкий город – автомобильную столицу страны Бурсу, которая, опять же, была бы полезна "КАМАЗу". Однако меньше чем через полгода турки сбили российский бомбардировщик, страны вошли в клинч и на всех межмуниципальных отношениях был поставлен крест. Соглашение с Казаном было разорвано даже формально, и восстанавливать его впоследствии не стали.
Последним в перечне до вчерашнего дня оставался словенский городок Жужемберк, с которым Челны побратались в июне 2018 года. Магдеев тогда заключал соглашение с уполномоченным представителем муниципалитета Жужемберка Владимиром Костевцом в Москве, в присутствии вице-премьера РТ Равиля Ахметшина. Последний отмечал, что в Татарстане на повестке стоят порядка 30 проектов с участием словенских предприятий, однако для Челнов дальше обмена автографами дело не пошло и в тот раз.

Фото: telegram/Жодино BY, Павел Шапецька, минпромторг РТ
сначала надо трамвайные пути в Челна восстановить, а уж потом белорусские трамваи покупать
Ответить (0)если не ошибаюсь, еще когда то был нашим побратимом город Оттава (Канада)
Ответить (0)