До конца следующего года в России будут введены в эксплуатацию цифровые двойники дорог для движения по ним высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). В число таких дорог войдет, в частности, трасса М-12 «Восток», в состав которой с прошлой зимы входит объезд Набережных Челнов и Нижнекамска. Кроме того, в 2026 году планируется начать тестирование опытного образца ВАТС 5-го уровня – полностью автономного автомобиля.

План развития направления грузовых ВАТС в России был утвержден на совещании под руководством зампредседателя правительства Виталия Савельева, о чем пресс-служба кабмина РФ сообщила вчера. Дорожная карта, кроме введения экспериментального правового режима на новых трассах и создания беспилотников пятого уровня включает разработку нормативной базы для использования ВАТС на дорогах общего пользования. Кроме того, речь идет о разработке стратегии рынка беспилотных грузоперевозок. Все эти задачи должны быть решены к 2035 году, а в первом квартале следующего года минтранс РФ представит правительству законопроект «О ВАТС и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в соответствии с принятой дорожной картой.
В настоящее время на российских дорогах общего пользования работают 90 беспилотных грузовиков, но самые развитые из них имеют третий уровень автоматизации – в кабине должен присутствовать человек. Именно на таком автомобиле в июне отправился на Петербургский международный экономический форум гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин: беспилотник МАЯК-2, построенный на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901, предполагает присутствие водителя-испытателя в пассажирском кресле.
«Цель моя была – убедиться лично на достаточно большом расстоянии, что мы со второго уровня автоматизации перешли на третий уровень. Все изменения, которые мы планировали, в машине внедрены. Это значительно снижает нагрузку на водителя, повышает безопасность транспортного средства», - отмечал тогда Когогин, анонсировав при этом планы "КАМАЗа" относительно выпуска в этом году версии автомобиля 2.5, а примерно в 2027-м году – максимально близкого к серийному решению грузовика МАЯК-3.

"КАМАЗ" остается единственным автопроизводителем на российском рынке, который собирает ВАТС на собственных мощностях. «Компания располагает необходимой научно-технической компетенцией и продолжает работу по совершенствованию технологии беспилотной доставки. С каждым годом мы приближаемся к конечной цели. Благодаря реализации федерального проекта и большому опыту, наработанному компанией к этому дню, то, что еще вчера казалось мечтой, сегодня становится реальностью», – говорил Когогин в июне.
Напомним также, что актуальную (третью) редакцию будущего закона о ВАТС минтранс РФ представил в начале текущего месяца. Ее ключевыми положениями стали нормы ответственности владельцев, производителя, диспетчеров и сервисных компаний в случае ДТП с беспилотником. Именно этот регламент на протяжении нескольких лет тормозил развитие отрасли в стране, и с его одобрением принятие закона о ВАТС уже в начале следующего года становится достижимым. Согласно законопроекту, в большинстве возможных сценариев ДТП ответственность возлагается на владельца ВАТС, однако в случае выявления недостатков системы управления автомобилем отвечать за них будет производитель; виновным может быть признан диспетчер, если перед ДТП машина потеряла контроль с его стороны; сервисный центр будет отвечать за ущерб здоровью и имуществу пострадавших, если экспертиза покажет, что автомобиль плохо обслуживался или его программное обеспечение устарело.
Первые КАМАЗы на автопилоте вышли на М-11 для коммерческих грузовых перевозок летом 2023 года. За два минувших года аварийность на «Неве» снизилась на 90%, а расходы ритейлеров на логистику – на 30%.
Фото: government.ru, "Вести КАМАЗа"
а если появятся охотники на БАТС?
Ответить (0)Цветовая и световая маркировка данных беспилотников будет? Я бы на дороге держался от них подальше.
Ответить (0)