Экспозиция музея "КАМАЗа" в этом году пополнилась новыми экспонатами, полученными в дар от нынешних и бывших сотрудников автогиганта.
Так, биографический очерк «Эпоха созидателей» о Николае Ивановиче Бехе, генеральном директоре «КАМАЗа» с 1987 по 1997 год, передал музею консультант гендиректора «ВТК» по взаимодействию с госструктурами Нафис Мустафин. Эта книга увидела свет в начале года, она стала воплощением идеи родственников и коллег Беха и рассказывает о его жизненном пути буквально с рождения. В издании много фотографий и воспоминаний о герое очерка, причем администрация музея тоже участвовала в ее создании: руководитель группы музейных ценностей Александр Чухонцев предоставил составителям сканы документов периода работы Беха на "КАМАЗе". Источниками документов явились, в числе прочих, публикации из газеты "Вести КАМАЗа" и энциклопедия города Набережные Челны.

Николай Иванович, напомним, скоропостижно скончался 3 апреля 2021 года. Среди его главных проектов – акционирование «КАМАЗа» в 1990 году, разработка и внедрение полноприводного семейства автомобилей КАМАЗ, создание легендарной команды «КАМАЗ-мастер». Запомнилась эпоха Беха и пожаром на заводе двигателей в апреле 1993 года, и восстановлением этого предприятия в рекордно короткие сроки.
Еще одним даром музею стал объемный пакет документов о фирме «КАМАЗтехобслуживание», полученный от ветерана компании Петра Курдина. После реорганизации НТЦ в марте 1997 года он был назначен первым заместителем гендиректора этой фирмы и управлял автоцентрами «КАМАЗа».
В конце прошлого тысячелетия Курдину удалось собрать в составе и вокруг фирмы «КАМАЗтехобслуживание» около 120 камазовских автоцентров, перерегистрировать компанию и совместно со вновь созданной Торгово-финансовой компанией «КАМАЗ» развернуть сервис старого парка и новых моделей автомобилей КАМАЗ не только на территории СНГ, но и в дальнем зарубежье. С 2000 по 2003 год он работал заместителем гендиректора по техническому обеспечению автоцентров и дилеров «КАМАЗа».

Переданные Курдиным документы о деятельности фирмы с 1997 по 2014 годы рассказывают о том, в каких условиях обеспечивалась поставка запасных частей, техобслуживание и ремонт автомобилей бренда.
Коллекционер и организатор регулярного слета моделистов в Набережных Челнах Дмитрий Куршев подарил музею несколько моделей, собранных участниками этого события.
«В прошлом году для участников слета была организована экскурсия по заводам компании, нам также удалось побывать в музее «КАМАЗа», - объяснил Куршев. – Во время осмотра экспозиции и появилась идея сделать подарок, чтобы и другие посетители могли ознакомиться с моделями, изготовленными в масштабе 1:43».

Весной этого года коллекционеры передали Чухонцеву уменьшенные копии бортового автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ-43101 от казанского клуба моделистов, крупнотоннажного грузового тягача КАМАЗ-53212 от самарцев и грузопассажирской модели НЕФАЗа-43111 на базе шасси КАМАЗ-4326 от набережночелнинского клуба.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин
Александр Николаевич настоящий музейщик- профессионал своего дела и относится к нему со всей душой!
Ответить (0)Очень люблю смотреть фото нашего города и старые фото завода. Спасибо что сохраняете память!
Ответить (0)Музей - это память. А если память живёт в наших сердцах,то камазу- быть! Отдельное ,спасибо Чухонцеву,за его профессионализм
Ответить (0)