USD80.0301 EUR94.2524
Казань
0 °C
Наб.Челны
0 °C
20 дек 2023 в 08:49

«Олимп» - не вершина: "КАМАЗ" анонсировал техногород

3606
4
8
Назад к новостям


Грандиозный проект внутригородской экосистемы для воспитания и трудоустройства инженеров задумал "КАМАЗ": стартовал он со строительства центра электроники, но в ближайшие пару лет должен вырасти в техногород, место в котором найдется амбициозным начинаниям 2010-2020-х лет - IT-парку, ПИШ, а с ними и всей челнинской молодежи.


«ОЛИМП» ВЕРНУЛСЯ К ХОЗЯИНУ

Тотальная нехватка кадров в регионах, глубокая зависимость мирового автопрома от благополучия нескольких производителей автомобильной электроники, глобальные тренды декарбонизации технологий – вот три направляющие, которые вывели "КАМАЗ" на путь создания полнокровной экосистемы, в которой вырастет и приживется сообщество инженеров. Первые ласточки эпохи безуглеродного и автономного транспорта "КАМАЗом" в полет уже запущены: это и Передовая инженерная школа (ПИШ), как интеллектуальная почва технологического развития; и первые концептуальные модели электрокаров, включая грузовые; и серийные электробусы; и прототипы водородной техники; и выход на трассу беспилотников. Теперь автогигант задумал проект, который объединит локальные решения идеологически и инфраструктурно, сосредоточив компетенции на площадке будущего техногорода в Набережных Челнах. Конкретно – между Научно-техническим центром компании, и IT-парком, который в свое время тоже был поддержан предприятием, и который сегодня ожидает начала стройки второй очереди.



Первой точкой роста будущего научно-производственного городка станет «Центр электроники и элементов питания» - он наполнит жизнью несостоявшийся офисный центр «Олимп», возведенный напротив НТЦ. "КАМАЗ" выкупил 8,4 га земли вместе с недостроенным зданием прошлой осенью, чтобы организовать в нем НИОКР, лабораторные испытания и мелкосерийное производство силовых энергоустановок, автоэлектроники, электрической трансмиссии и программных решений.

«Олимп», стоит отметить, имеет богатую для долгостроя историю. В свое время участок "КАМАЗу" и принадлежал, но оказался невостребован. Последним его собственником выступал холдинг «Стройдеталь» Константина Брусованского. Инвестор собирался построить напротив НТЦ сначала офисный, затем многофункциональный деловой комплекс с культурной инфраструктурой, однако не нашел соинвесторов и два года назад, в пандемию, выставил «Олимп» на продажу за 570 млн рублей. К этому времени Брусованский успел за свой счет возвести большое, на два блока, пятиэтажное здание с цокольным этажом, подвести на участок инженерные коммуникации, построить котельную на 8,7 МВт и двойную трансформаторную подстанцию на 4 МВт в общей сложности.

За полтора года продажная цена объекта снизилась, тем более, что целям покупателя офисный центр не соответствовал – потребовалась реконструкция с учетом новых строительных и противопожарных норм, а также ввиду размещения лабораторного оборудования и других функций «Олимпа» с его новым назначением. Сегодня, по оценке будущих пользователей из Центра электроники и элементов питания, ко вводу в эксплуатацию ЦЭиЭП здание и прилегающая к нему территория готовы процентов на 60-65. Примерно на 30% подготовлено бетонное основание под асфальт будущей местной дороги, на тротуарах укладывается брусчатка. В здании полностью заменена кровля и гидроизолирован подвал, разведены внутренние инженерные сети, снаружи меняется фасад – порядка 35% новых панелей уже смонтированы. На этажах на 75-80% уложена напольная плитка, сейчас монтируются гипсокартонные перегородки и сантехника. Закуплена даже большая часть оборудования для исследовательской и аналитической работы.



Строго говоря, юридически купил здание не автогигант, как пояснил "Вестям КАМАЗа" Ленар Фардеев - директор ЦЭиЭП, работающего пока на базе IT-парка. По словам Фардеева, инвестором проекта выступил КИП «Мастер»: индустриальный парк заявился на грант по федеральной программе, в рамках которой минпромторг РФ софинансирует создание подобных объектов. Порядка 500 млн рублей в форме субсидии на возмещение затрат КИП "Мастер" рассчитывает получить из бюджетов РФ и РТ во втором полугодии следующего года, но общая стоимость проекта намного выше - деньги в него будут вливаться равными долями в течение трех лет. В конечном счете, округляя, федерация вложит в него 900 млн рублей, Татарстан – 600 млн рублей и еще порядка 750 миллионов возьмет на себя "КАМАЗ". По условиям программы "Мастер" обязан будет наполнить «Олимп» резидентами, и якорным станет собственно камазовский ЦЭиЭП, а также другие службы камазовского блока развития.

Остальные площади поделят передовые инженерные школы при вузах, которые являются для "КАМАЗа" стратегическими партнерами, включая «КиберАвтоТех», а также партнеры автогиганта в области автомобильной электроники - ради будущих совместных с "КАМАЗом" инновационных разработок. По плану основное здание «Олимпа» должно быть сдано в мае будущего года, да и целиком объект будет достроен до конца 2024-го.

ЦЭИЭП, ПИШ И ПАРТНЕРЫ

Актуальное штатное расписание ЦЭиЭП включает 120 сотрудников, хотя фактически набрано пока меньше половины специалистов от этого числа. В 2025 году, уже на площадях «Олимпа», работать должны не менее 200 инженеров, а в проектной версии, под которую сейчас перестраивается здание, штат якорного резидента технопарка должен насчитывать 800 человек – такова планка 2028 года.

Последовательность набора обусловлена отнюдь не сроками строительства – даже сейчас трудоустроенный персонал процентов на 40, по оценке директора, сформирован иногородними специалистами, если учитывать в их числе и уроженцев Набережных Челнов, уезжавших на учебу и вернувшихся. Иначе говоря, реальная сложность проекта по сути является и одной из его стратегических миссий – это решение кадрового вопроса: в Челнах 800 инженеров просто не найти. Определенная ставка делается на «КиберАвтоТех», который к 2030-му году должен выпустить 8,8 тыс. бакалавров, магистров и слушателей квалификационных курсов. Первые магистры, заточенные на водородную тематику и электромобили, выпустятся уже к 2026-му, когда лаборатории и производственные участки центра будут функционировать полностью.



Прежде всего "КАМАЗу" понадобятся и уже нужны инженеры нескольких специализаций: конструкторы, химики, электроники, программисты, расчетчики, технологи. ЦЭиЭП активно ищет их, вакансии открыты и берут на них не только спецов высокой квалификации, но и начинающих. В комплекте с перспективным местом в центре электроники, напичканном суперсовременным оборудованием, соискателям предложены все камазовские соцгарантии и образовательные программы.

Кроме сотрудников ЦЭиЭП планировка «Олимпа» учитывает штат камазовских партнеров в сфере электроники – это если говорить о первой очереди строительства, пятиэтажном АБК площадью 13 тыс. кв. метров. Конструкторские залы и офисы ЦЭиЭП займут в нем со 2 по 4 этажи, пятый отойдет приглашенным арендаторам. В целом под лаборатории ЦЭиЭП отводятся в основном корпусе свыше 700 кв. метров. Основные площади займут офисы инженеров – 4 тыс. кв.м., и почти столько же уйдет под технические и хозбытовые помещения.



Второй очередью будет строиться отдельный лабораторно-производственный комплекс на 1,5 тыс. кв. м., из которых 1,2 тыс. квадратов отводятся под сами лаборатории и опытно-промышленные площадки. Испытываться здесь будут тяговые аккумуляторные батареи и энергоустановки на водородных топливных элементах – как их компоненты, так и полноценные модули. В целом инженеры центра сосредоточатся на двух направлениях – на элементах питания и электронике для управления системами автомобиля. В отдаленной перспективе центр, предположительно, выйдет на мелкосерийное производство, а еще позже – и на серийное. Согласно концепции развития электротранспорта в России, производство таких автомобилей, включая водородные, к 2030 году достигнет доли в 10% от всего отечественного автопрома. В «Олимпе» будут работать над всеми видами транспорта, свойственными "КАМАЗу": пассажирским и коммерческим, магистральными грузовиками и карьерными.

Вполне вероятно, что одним из резидентов площадки станет «Росатом», поскольку совместно с госкорпорацией "КАМАЗ" работает над батареями для электрокаров: у «Росатома», как рассказывал в декабре 2022 года гендиректор автогиганта Сергей Когогин, «есть серьезные претензии на производство батарей, и он готов их изготовление финансировать».

Все озвученные планы, повторим, отражают довольно жесткую необходимость, обусловленную как потребностями страны, так и мировыми трендами. В части декарбонизации технологий лидером по объемам производства пока остается Китай, как ведущий производитель электротранспорта, но первыми достичь нулевого выброса рассчитывают Европа и США – их планы нацелены на 2050 год. Китай, как заявлял лидер КНР Си Цзиньпин на прошлогоднем климатическом саммите, ориентируется на 2060-й. Наиболее продвинутым игроком в этом плане пока выступает Daimler, поскольку немцы развивают одновременно оба перспективных направления – «основное» электрическое и «вспомогательное» водородное. К 2030 году Daimler намерен продавать 60% своих грузовиков уже без углеродного следа.

В плане автономности транспорта дела продвигаются не столь хорошо у всех мировых производителей, поскольку в этом контексте не столь активны сами государства. "КАМАЗ", надо отметить, идет в ногу с основными конкурентами. Это важно, потому что к 2030 году профильные аналитики прогнозируют консолидацию рынков вокруг 3-4 крупнейших игроков, которые будут насыщать отрасль компонентами автономного транспорта – остальные станут покупать готовые решения у них.

Что касается электронных компонентов, то несколько лет кризиса на мировом рынке микросхем дали однозначно прочувствовать потребность в их локализации. Один из лидеров отрасли, тайваньская компания TSMC, еще в январе прошлого года заявляла о скорой стабилизации рынка, однако дефицит полупроводников актуален и поныне. В «Олимпе» до производства самих чипов в обозримой перспективе дело не дойдет, но о необходимости создания отечественных производств силовой автоэлектроники и систем программного управления премьер-министр РФ Михаил Мишустин, будучи на "КАМАЗе", говорил совершенно однозначно. Таким производствам, как подчеркивал премьер, нужно обеспечить условия для оперативной разработки и реализации идей. В этом и заключается новое назначение «Олимпа», согласно посылу Мишустина о роли центров компетенций, «включая такие мощные инженерные базы, как Научно-технический центр "КАМАЗа" и ряд его смежников».

ТЕХНОГОРОД: ОТ МАГАЗИНА ДО ПРОИЗВОДСТВА

Возвращаясь к тезису об инженерной экосистеме: «Олимпом» дело не ограничится, он должен выступить лишь отправной точкой для развития полноценного техногорода с деловой, культурной, спортивной инфраструктурой. Иначе говоря - тем самым магнитом для удержания молодежи в Набережных Челнах, о котором в республике давно дискутировали на фоне тотального оттока выпускников школ.



Для проекта такого масштаба выкупленных у «Стройдетали» 8,4 га, конечно, не хватит. Поэтому еще 23,9 га по решению АИР РТ на правах льготной аренды передал парку "Мастер" город. С учетом собственных камазовских земель общая площадь будущего городка инновационных технологий выйдет под 100 гектаров, ограниченных в одной оси первой дорогой и Индустриальным проездом, во второй – зданиями НТЦ и второй очереди IT-парка. Между «Олимпом» и НТЦ через проспект "КАМАЗа" будет организован переход – примыкание к проезжей части с пересечением трамвайных путей уже на 30% готово. С другой стороны, через Автосборочный проезд, как и через улицу Машиностроительная для выхода в город перекинутся пешеходные мосты.

Наполнять пространство "КАМАЗ" планирует после второй очереди IT-парка. Общее видение техногорода, как оно было представлено в АИРе, директор ЦЭиЭП Фардеев изложил "Вестям КАМАЗа" так: «Приехала, допустим, семья специалиста из другого города и глава ее работает в нашем центре, супруга – в офисном здании на территории техногорода. На территории подразумеваются и кафе, и остальной быт, за пределами – только жилье. Это делается как для персонала «Олимпа», так и для IT-парков, а по большому счету – для города и его молодых людей. Мы хотим предложить им интересную работу с огромным количеством инновационных проектов и возможностями творческого отдыха, а для этого нужно создать комфортную среду и атмосферу деловой тусовки. Конкретные ответы на вопросы о том, какие именно активности привлекут людей в техногород, дадут дизайн-проект и последующий мастер-план территории».



Пул функциональных зон – как обязательных, так и возможных, - разрабатывала рабочая группа, собранная из специалистов ЦЭиЭП, проекта «Атом», "КАМАЗ-мастера", мэрии города и нескольких подразделений "КАМАЗа". Сообща они сформировали техзадание, с которым сейчас работает московская компания Citymakers. Дизайн-проект москвичей должен учитывать как минимум пять основных объектов и функций. Три из них сформируют инженерную ось техногорода – это НТЦ, «Олимп» и IT-парк. В северо-восточной части территории, ближе к Индустриальному проезду, должна разместиться сеть гоночных треков. Найдут на площадке место и объекты образования, но определенно пока можно говорить только о второй очереди подшефного "КАМАЗу" Технического колледжа им. Поташова, хотя желание работать в инженерном городке уже изъявила пара университетов. ПИШ «КиберАтоТех» по плану зайдет сюда только научной частью – передовую школу интересуют прежде всего лаборатории «Олимпа».

В целом же техногород, помимо производственных площадок, предполагает наличие кампуса, гостиничного комплекса, сети кафе, зоны отдыха и спортивных площадок, торгово-развлекательного центра, фитнеса, деловой инфраструктуры и, конечно, благоустройства и транспортной сети. Поскольку речь идет о новых видах транспортной энергетики, формы мобильности должны соответствовать – это электромобили, включая беспилотные, и электросамокаты, для которых повсеместно будут устроены зарядные станции. Многоуровневая парковка входит в план первых очередей, она будет строиться вместе с объектами «Олимпа» - неподалеку от водородной заправки и уже действующей вертолетной площадки.

Фото: "Вести КАМАЗа", презентация Центра электроники и элементов питания

3606
4
8
- Автор статьи

Влас Мысько

Все новости автора
Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписатся
Последние комментарии
Гость 745

Гость 577, "Если кооперативы, СНТ, УК и религиозные организации не будут делить потребление света на диапазоны (по конкретным гаражам или участкам, например) при сдаче показателей, то «Татэнергосбыт» станет рассчитывать их по нормативам, что еще дороже." Не будут делить и будем платить дороже. кто-то будет "жечь" электроэнергию, а платить будут поровну

В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов сегодня в 15:49
Гость 573

Гость 903, правильнее сказать - далеко не у всех выросли зарплаты. Потому то слой богатых людей не стал тоньше, точнее он уплотнился, богатые стали еще богаче.

В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов сегодня в 15:44
Гость 987

Видела как чистят на проспекте Мусы Джалиля. Спасибо!

За сутки ПАД вывез с улиц еще 4,8 тысячи кубометров снега сегодня в 15:38
Гость 687

Гость 970, не наступит, народ как Герасим, на всё согласен...

В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов сегодня в 15:19
Комментарии4

Гость 483 20 дек 2023 в 12:28
Ответить (1)

В районе Олимпа будут бешенные пробки в конце рабочего дня ....)))

Гость 143 20 дек 2023 в 17:29
Ответить (0)

Там уже бешенные, с разворота от НТЦ по полчаса надо стоять...

Гость 701 20 дек 2023 в 16:17
Ответить (0)

а современный футбольный стадион на 12 тыс для фк КАМАЗ и всей молодежи запланирован ?

Гость 350 21 дек 2023 в 10:05
Ответить (0)

С литейного завода час едем, час Карл! Что будет когда еще машин прибавится…..

Подписывайся
на Telegram
Поделится Vk