USD

81,0085

EUR

95,3411

Казань

+12

Наб.Челны

+10

USD

81,0085

EUR

95,3411

Казань

+12

Наб.Челны

+10
Поделиться Vk

Сотрудник «КАМАЗа» занял первое место на конкурсе «Молодой рационализатор и изобретатель Татарстана-2020»

1216
0
2
0

Ведущий инженер-технолог завода двигателей Айнур Мирсаетов занял первое место в номинации «Машиностроение» раздела «Рационализация» конкурса «Молодой рационализатор и изобретатель РТ-2020».

Говорят, что третий раз – счастливый. Так получилось и у Айнура: трижды он участвовал в одноимённом образовательном форуме, где рационализаторы и изобретали со всей республики делятся опытом. Однако только в этом году у молодого специалиста набралось достаточно материала, чтобы претендовать на победу в конкурсе. Расчёт оказался верным – первая же попытка увенчалась успехом.
«Конкурс проводится отдельно от форума, у которого сугубо образовательная направленность. Для участия необходимо подать заявку со списком оформленных либо внедрённых в течение прошедшего календарного года рационализаторских предложений. В предыдущие годы я не мог рассчитывать на призовое место из-за недостаточного их количества, а этот оказался для меня более «урожайным». Я подал заявку с 19 рацпредложениями, из которых 11 внедрено в 2019 году, а три – в этом. Экономический эффект рассчитан по двум из них, в совокупности он составляет около 100 тыс. рублей в год», – рассказал победитель конкурса.
На заводе двигателей Айнур работает с 2014 года – в цехе новых изделий № 119 производства «Мотор». Набить руку в рационализаторстве есть на чём: на заводе полным ходом идёт внедрение двигателя Р6, к которому требуются новые детали. В 119-м цехе пробные партии проходят обработку и обкатку, затем они передаются на производство в другие цеха. На производстве внедрено 18 рацпредложений Айнура, а всего за время работы он подал 42. Технолог познакомил с несколькими из тех, что принесли ему победу в конкурсе.

Большинство идей приходит от наладчиков, которые непосредственно работают с оборудованием. А задача технолога – придумать, как их воплотить. Так было и с предложением заменить сложносоставную калибр-пробку – средство контроля полученных размеров – на инструмент более простой и надёжной конструкции. Один из наладчиков обратил внимание рационализатора, что используемый калибр с подвижным стержнем неудобен в работе, да и из-за ослабившейся пружины даёт неверные показатели. Айнур предложил заменить его на простую пластину с проходной и непроходной сторонами. Внешне они одинаковы, но по высоте различаются на несколько микрон. В результате одна сторона проходит внутри детали – водила планетарной передачи, а вторая нет. Если же внутрь помещаются обе стороны, значит, при обработке срезали лишнего – такая деталь бракуется. Гениальное в своей простоте решение оказалось ещё и более дешёвым: старая калибр-пробка стоила около 10 тыс. рублей, а новая – порядка 3 тыс. Оба инструмента изготовлены на РИЗе.

Водило планетарной передачи обрабатывается на линии Doosan, состоящей из трёх токарных, двух сверлильных станков и двух роботов, перемещающих между ними тяжёлые детали. Водила устанавливаются на оси грузовиков в составе мостов. Наличие биения (отклонение от формы профиля и оси) чревато появлением шумов и вибрации при эксплуатации автомобиля, а также снижением долговечности, поэтому за геометрией деталей тщательно следят. Проверяют не только сами водила, но и состояние оборудования, на котором они проходят токарную обработку. Ведь одна из причин, по которой может появиться отклонение – биение кулачков обрабатывающих центров, иначе говоря, зажимов, удерживающих деталь при обработке. При необходимости кулачки проверяют на радиальное биение с помощью специальных колец. Они устанавливаются в зону обработки вместо заготовки, рядом помещается магнитный штатив с индикатором, который покажет биение, если оно возникло. Кольца для проверки кулачков, а также шпинделей обрабатывающих центров появились на линии благодаря рацпредложению Айнура.

Ещё одно предложение защищает от возникновения серьёзного дефекта – негерметичности картера раздаточной коробки. Крышка должна прилегать к картеру без зазоров. Для этого как минимум необходимо надёжно закрепить заготовку при обработке. Однако и этот минимум не позволяла соблюсти конструкция упоров станка, на котором изготавливаются крышки. «Упоры были сборные, состоящие из корпуса и пальца, который со временем изнашивался и начинал «гулять». Как результат – крышка плохо удерживалась при обработке. Совместно со специалистом по разработке КД нашего отдела Ольгой Сергачёвой мы предложили сделать палец и корпус цельными. Так проблему удалось решить», – вкратце пояснил Айнур суть предложения.


Айнур Мирсаетов намерен снова попытать счастья в конкурсе – по результатам своей работы в 2020-м. В будущем году рацпредложений будет ещё больше, обещает технолог. Он также планирует попробовать силы в новом для себя разделе конкурса – изобретательстве. Что ж, будем держать кулачки за его новую победу.

Текст: Татьяна ИВАНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН.

0
2
1216
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
30-35 тыс. однокомнатная, плюс задаток за месяц, плюс риелтору. Читайте уже внимательно, а...
«В городе заселиться - нужно 70 тысяч, а я плачу 15…» Как живут камазовцы в корпоративных домах?
02.10.2025 16:53
Шестерни , или иначе - зубчатые колеса направление достаточно непростое. Там чтобы все четко было, надо знать 150 формул расчетов. На КАМАЗе много лет назад оставался единственный технолог по зубчатым колесам - Гимелюк Григорий Михалыч. Он итак был старый и его уже давно нет. С тех пор все, специалистов не появилось. Никто не хочет и не может поддерживать это направление. Хотя у главного конструктора есть диплом по зубчатым механизмам и тем не менее....
Минск будет поставлять "КАМАЗу" шестерни для коробок-автоматов
02.10.2025 16:16
Сколько помню, водоканал вечно с кем то судится. Люди там не задерживаются. Очень много конфликтов внутри организации
ООО «Челныводоканал» через суд требует снести гараж, построенный около насосной станции
02.10.2025 15:42
Я не имел в виду конкретно эту женщину. В большинстве своём те кто дожил до преклонного возраста почему-то не выглядят счастливыми и отменным здоровьем похвастаться не могут...
В Челнах свое столетие пережили 20 горожан
02.10.2025 15:08
Комментарии

2

Ваш комментарий
23.12.2020 16:11
Гость 188

Молодец!

Ответить (0)
21.12.2020 16:29
Гость 664

Молодец Айнур, так держать!!!

Ответить (0)
Сводка СВО: над Чернобыльской АЭС обесточен саркофаг; Еврокомиссия снова грозится забрать у России 140 миллиардов евро
Минтранс решил, кто будет виноват в случае ДТП с беспилотником
Сводка СВО: Трамп грозит ядерными подлодками; задержан водолаз, подозреваемый в диверсии на «Северных потоках»
Сводка СВО: Келлог заявил о праве Киева бить вглубь РФ; в армию этой осенью будут призваны 135 тыс. человек
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть